Информация об изменениях законодательства о предоставлении государственной поддержки в 2020 году, а также в льготном кредитовании

Основные изменения отражены в постановлениях Правительства Российской Федерации:

от 14.07.2012 № 717 «О Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия»;

от 06.09.2016 N 887 «Об общих требованиях к нормативным правовым актам, муниципальным правовым актам, регулирующим предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг».

 

В соответствии с изменениями федерального законодательства (постановление Правительства Российской Федерации от 14.07.2012
№ 717 о Государственной программе
) большая часть направлений государственной поддержки, софинансируемых из федерального бюджета объединены в две субсидии:

компенсирующая субсидия - на поддержку сельскохозяйственного производства по отдельным подотраслям растениеводства и животноводства;

стимулирующая субсидия - на стимулирование развития приоритетных подотраслей агропромышленного комплекса и развитие малых форм хозяйствования.

 

Указанные субсидии будут предоставляться на возмещение затрат, понесенных только в текущем году. Исключение составляет субсидия на страхование и поддержка отраслей плодоводства (многолетние насаждения) и виноградарства.

 

Особенность стимулирующей субсидии состоит в том, что она будет предоставляться на обеспечение прироста продукции по отдельным направлениям.

 

 

 

Состав субсидий следующий:

1. Компенсирующая субсидия (субсидия на поддержку отдельных подотраслей растениеводства и животноводств), включает следующие направления:

несвязанная поддержка сельхозтоваропроизводителям, включенным в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства на овощные культуры открытого грунта (в рамках переданных полномочий);

поддержка маточного поголовья овец и коз (в рамках переданных полномочий)

поддержка производства молока, реализованного и (или) отгруженного на собственную переработку;

поддержка племенного животноводства;

приобретение племенного молодняка сельскохозяйственных животных;

поддержка элитного семеноводства;

развитие мясного животноводства (крупный рогатый скот специализированных мясных пород), за исключением племенных животных;

поддержка производства шерсти, полученной от тонкорунных и полутонкорунных пород овец;

возмещение части затрат на уплату страховых премий, начисленных по договорам сельскохозяйственного страхования в области растениеводства, и (или) животноводства, и (или) товарной аквакультуры (товарного рыбоводства).

2. Стимулирующая субсидия (субсидии на стимулирование развития приоритетных подотраслей агропромышленного комплекса и развитие малых форм хозяйствования), которая включает следующие направления:

поддержка рисоводства;

поддержка выращивания масличных культур (новое направление);

поддержка производства молока;

поддержка, направленная на обеспечение прироста маточного поголовья овец и коз (в рамках переданных полномочий);

поддержка отрасли виноградарства (возмещение части затрат на закладку и (или) уход за виноградниками, включая питомники, в том числе на установку шпалеры и (или) противоградовой сетки и (или) раскорчевку выбывших из эксплуатации виноградников);

поддержка отрасли плодоводства (возмещение части затрат на закладку и (или) уход за многолетними насаждениями, включая питомники, в том числе на установку шпалеры и (или) противоградовой сетки и (или) систем орошения и (или) раскорчевку выбывших из эксплуатации многолетних насаждений);

на единицу объема винограда собственного производства и (или) виноматериала, произведенного из винограда собственного производства, реализованного и (или) отгруженного на переработку (новое направление);

возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным малыми формам хозяйствования в российских кредитных организациях до 31.12.2016;

гранты на поддержку начинающих фермеров;

грантов на поддержку семейных ферм;

гранты на развитие материально-технической базы сельскохозяйственных потребительских кооперативов.

 

В 2020 году также как и в 2019 году между минсельхозпродом области и сельхозтоваропроизводителем по каждому направлению государственной поддержки будет заключаться Соглашение на предоставление субсидии.

Однако, в текущем году в соответствии с требованиями федерального законодательства в Соглашении будет устанавливаться целевой показатель в натуральном выражении (например: количество произведенного молока в году предоставления субсидии, сохранение поголовья сельхозживотных в установленном количестве и т.д.).

Выполнение установленных показателей обязательно для каждого получателя субсидии. По итогам года будет осуществляться мониторинг выполнения показателей и в случае невыполнения целевого показателя субсидия подлежит возврату каждым конкретным получателем.

Кроме того, по направлениям стимулирующей субсидии, в случае невыполнения показателя по итогам 2020 года предусмотрен не только возврат субсидии, но и применение понижающих коэффициентов к ставкам субсидии в 2021 году и аналогично на все последующие годы. Поэтому к выполнению целевых показателей необходимо отнестись со всей ответственностью.

 

К нововведениям относится и предоставлении субсидии с учетом режима налогооблажения, применяемого сельхозтоваропроизво-дителем.

В случае применения общего режима налогооблажения, затраты для расчета субсидии будут приниматься без учета НДС, в случае применения специальных налоговых режимов сумма затрат будет приниматься с учетом НДС.

В этой связи в заявлении, входящей в состав заявки на предоставление субсидии, сельхозтоваропроизводители будут указывать информацию о режиме налогооблажения.

В настоящее время минсельхозпродом области прорабатывается вопрос получения таких сведений по системе межведомственного взаимодействия.

 

Остановимся на особенностях отдельных направлений государственной поддержки.

 

1. Поддержка производства молока, реализованного и (или) отгруженного на собственную переработку будет осуществляться за счет средств двух субсидий, при этом предоставление двух субсидий одновременно на одни и те же затраты одному получателю не допускается.

Механизм предоставления данной субсидий таков:

компенсирующая субсидия будет предоставляться сельхозтоваропроиизводителям, обеспечившим сохранность поголовья коров в отчетном финансовом году по отношению к предшествующему (исключение составляют обстоятельства непреодолимой силы или мероприятия по оздоровлению стада от лейкоза).

Субсидия будет предоставляться по ставкам, утвержденным минсельхозпродом области. Предусмотрено применение повышающих коэффициентов:

1,227 – при средней продуктивности за отчетный год
от 5000 килограммов и выше;

1,3 –сельхозтоваропроизводителям, соответствующих критерию малого предприятия.

В соглашении будет установлен целевой показатель – производство молока сельскохозяйственной организацией, крестьянским (фермерским) хозяйством на текущий год.

Стимулирующая субсидия будет предоставляться сельхозтоваропроизводителям на обеспечение прироста производства молока с уровнем молочной продуктивности не ниже среднего по области для каждой категории хозяйств за отчетный год.

Средний удой от одной коровы за 2019 год составил:

6 486 кг – для сельхозпредприятий;

5 763 – кг– для крестьянских (фермерских) хозяйств.

В соглашении будет установлен целевой показатель – прирост производства молока в году предоставления субсидии.

 

2. Поддержка маточного поголовья овец и коз также предоставляется за счет двух субсидий в рамках переданных полномочий.

Компенсирующая субсидия будет предоставляться при условии сохранения маточного поголовья овец и коз к уровню прошлого года.

Стимулирующая субсидия будет предоставляться сельхозтоваропроизводителям, обеспечивающим прирост маточного поголовья овец и коз по итогам текущего года. По стимулирующей субсидии планируется более высокая ставка.

Сельхозтоваропроизводитель вправе получить одну из предоставляемых субсидий.

 

3. Несвязанная поддержка

Новыми правилами установлено, что несвязанная поддержка будет предоставляться только сельхозтоваропроизводителям, включенным в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства на посевные площади и затраты текущего года.

Дополнительное условие установлено для предоставления субсидии на оказание несвязанной поддержки на застрахованные посевные площади, к ставке применяется повышающий коэффициент - 1,2.

Федеральным законом от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» утверждены критерии отнесения к названным субъектам, основными из которых являются:

предельная численность:

микропредприятия – до 15 человек;

малые предприятия – до 100 человек;

средние предприятия – от 100-250 человек.

предельные значения дохода, полученного от осуществления предпринимательской деятельности за предшествующий календарный год (ППРФ от 04.04.2016 № 265):

микропредприятия – до 120 млн. рублей;

малые предприятия – до 800 млн. рублей;

средние предприятия - до 2 млрд. рублей.

 

4. Поддержка рисоводства и новая поддержка производства масличных культур предоставляются в рамках стимулирующей субсидии и направлены на обеспечение прироста продукции собственного производства. Субсидия будет предоставляться на 1 гектар уборочной площади текущего года.

  Обязательное требование при предоставлении данных субсидий - применение минеральных удобрений в объемах, установленных министерством, а также использовании семян, сортов или гибридов, которые внесены в Государственный реестр селекционных достижений, допущенных к использованию в Ростовской области, при условии, что сортовые и посевные качества семян соответствуют  ГОСТу, указанному в постановлении о порядке предоставления субсидии.

         Аналогичное требование по применению минеральных удобрений и посадочного материала предъявляется и к субсидии на поддержку многолетних насаждений.

 

На региональном уровне во исполнение поручения Губернатора Ростовской области Голубева В.Ю. и в целях реализации мероприятий по внедрению цифровой экономики в сельское хозяйство Ростовской области в 2020 году будут уточнены порядки предоставления субсидий по следующим направлениям: элитное семеноводство, приобретение сельскохозяйственной техники, подача воды для орошения, текущий ремонт и планировка оросительных систем, в части введения требования предоставления информации о полях, используемых в сельскохозяйственном производстве.

Работа по сбору данной информации проводится агрохимиками в муниципальных районах с 2017 года. Прошу обратить внимание, что данное требование с 2020 года будет являться одним из условий предоставления субсидии по вышеперечисленным поддержкам.

Форма сведений будет установлена административным регламентом.

 

С 2020 года вводятся две новые субсидии, предоставляемые
из областного бюджета:

а) на возмещение части затрат на производство мяса крупного рогатого скота, реализованного на перерабатывающие предприятия Ростовской области с объемом финансирования в 2020-2022 годах по
75,0 млн рублей ежегодно.

Предоставление данной господдержки позволит обеспечить региональные мясоперерабатывающие предприятия сырьем из крупного рогатого скота, выращенного в Ростовской области, не менее 2,5 тыс. тонн ежегодно.

Субсидия будет предоставляться сельскохозяйственным товаропроизводителям ориентировочно в размере - 12 рублей на 1 кг живого веса. Планируемый период субсидирования − текущий финансовый год;

б) на возмещение части затрат на проведение уходных работ на виноградниках автохтонных сортов в плодоносящем возрасте с объемом финансирования по 6,6 млн рублей ежегодно.

Данная поддержка позволит не только увеличить площади под автохтонными сортами, но и сохранить (не уменьшить) площади виноградников в плодоносящем возрасте в целом, что в свою очередь положительно отразится на выполнении показателя результативности.

 

Существенные изменения внесены и в условия получения субсидии на возмещение части затрат на приобретение сельскохозяйственной техники.

В 2020 году субсидия, как и в предшествующие годы будет предоставляться в размере 20 % от стоимости сельскохозяйственной техники (кроме импортного производства) без НДС и транспортных расходов:

за приобретенную сельхозтехнику, работающую
на газомоторном топливе (метане) (без дополнительных условий);

за приобретенную сельхозтехнику сельскохозяйственным товаропроизводителям, занимающимся животноводством (мясное, молочное скотоводство, молочное козоводство, птицеводство), или садоводством, или виноградарством;

за приобретенную сельхозтехнику сельскохозяйственным товаропроизводителям, занимающимся растениеводством в районах с наименьшим уровнем плодородия почв (Дубовский, Заветинский, Зимовниковский, Ремонтненский районы).

К субсидированию будут приниматься затраты по приобретению техники с 1 января года, предшествующего текущему.

 

         Необходимо также отметить, что с 2020 года изменились требования к размеру зарплаты.

По субсидиям, предоставляемым только за счет средств областного бюджета (возмещение части затрат за приобретенные сельхозтехнику, молочное оборудование, технологическое оборудование для перерабатывающей промышленности, орошение, фосфогипс, ленты капельного орошения, приобретение племенных животных по импорту)  размер заработной платы работников получателей субсидии (в расчете на одного работника) должен составлять:

для сельхозтоваропроизводителей кроме ИП (глав КФХ) –
не ниже 1,7 минимального размера оплаты труда (составляет – 20 621 руб.);

для ИП (глав КФХ)не ниже 1,4 минимального размера оплаты труда (16 982 руб.)

В соответствии с Федеральным законом от 19.06.2000 № 82-ФЗ
(ред 27.12.2019) «О минимальном размере оплаты труда» МРОТ составляет 12 130 рублей.